Verification: 1cb5ceff39d79f46
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КАТАЛОГ
Частная гимназия в Дзержинске
Подготовка детей с подготовительной группы
Мы на связи! Viber
Жизнь в CleverOne

О справедливости и не только (часть 2)

Справедливость... Как часто мы употребляем это слово, но какой разный смысл в него вкладывают разные люди.

Итак, справедливость… С правдой, праведный, правильно, правый…

В некоторых языках слово звучит, как «юстиция» (правосудие, воздавать каждому его право), что можно трактовать, как закон или правила, единые для всех.

Древнегреческий же философ Платон считал справедливым то общество, в котором каждый человек занимается тем, что ему дано от природы.

Вот с этих позиций мы попробовали разобраться, какой алгоритм применять при решении детских споров или конфликтов.

Если речь идет о явном нарушении правил или Устава школы, то здесь все более или менее понятно, как поступить справедливо, ибо есть принятые всеми правила, на которые мы опираемся.

Но как быть, если задеты права, которые даны нам от природы? У нас у всех есть базовые потребности в безопасности, принадлежности и признании (принятии, одобрении). Все конфликты начинаются тогда, когда базовые потребности игнорируются или нарушаются другой стороной.

На семинаре "Формирование и поддержание чувства справедливости у детей в процессе разрешения конфликтных и спорных ситуаций" у нас получилось вывести алгоритм действий взрослого в ситуации, когда между детьми произошел конфликт:

1. Оценить свое состояние. Хватит ли эмоциональных и физических ресурсов, чтобы помочь детям конструктивно разрешить конфликтную ситуацию? Часто бывает так, что сохранить хладнокровие почти невозможно. А страх или злость (раздражение) - нежелательные спутники в любом случае. Тогда имеет смысл обратиться к коллегам или к специалистам, если позволяет время.

2. Справиться со своими эмоциями, когда они имеют место быть. Как раз тот случай, когда помочь некому или не позволяет время. Пара нехитрых упражнений: дыхание (4-4) и сведение лопаток вместе, чтобы расправить грудную клетку, не отнимет времени много, зато позволит взять паузу, чтобы осмыслить свои эмоции и происходящее.

3. Изолировать участников. Дать выразить им свои эмоции вдали друг от друга. Дать им успокоиться.

4. Только когда оба участника конфликта успокоились, можно разбирать с ними, что произошло. Выяснить мотивы, действия, последствия (результат). Задача участников понять, что произошло, зачем все это было нужно участникам и как можно исправить или избежать впредь подобного. Отвечая на вопросы «ЧТО?» «КАК?» «ЗАЧЕМ?», мы учим детей самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, принимая во внимание свои потребности и потребности другого участника (что и будет являться справедливостью-правом, данным нам природой).

Умение разрешать конфликты, наравне с умением не вступать в конфликты - одна из самых важных целей воспитательной системы школы. Семинар актуализировал, какими конкретными способами мы достигаем данной цели.

Спасибо Ларисе Витальевна Аракчеевой, нашему психологу, за проведенный семинар и эту статью.
Новости и события