Егор, кем вы мечтали стать в детстве, и исполнилась ли ваша мечта?
- В детстве я хотел быть только военным, собственно, до 8 класса так и думал, что мечта моя осуществится. Но в Суворовское училище я не поступил, не прошел по здоровью. Встал вопрос: куда идти? Мама сказала, что высшее образование - это «must hаve»! Но сначала я пошел в педучилище им. К.Д. Ушинского в Москве, четыре года учился один среди двадцати семи девочек. Затем была армия, педагогический вуз. Кстати, пройдя сержантскую школу, я понял, что армия все-таки - не мое, и хорошо, что когда-то не поступил в военное училище…
Потом я увлекся клинической психологией, работал со взрослыми, но почти десять лет назад вернулся к педагогике, начал заниматься с детьми, вернее - играть с ними. К сожалению, сегодня игра как часть культуры начала выхолащиваться из нашей жизни.
Почему, на ваш взгляд, это происходит?
- Основной причиной является научно-технический прогресс. Школы сегодня нацелены на увеличение объема знаний и информации. Да и детские сады готовят дошкольников к той школе, в которой дают этот огромный объем знаний. Как следствие, свободная игра вытесняется и в детских садах, она заменяется всевозможными развивающими занятиями. Игра ушла, потому что начался бум раннего развития.
Также игру сегодня вытесняет индустрия развлечений. Посмотрите, сколько всего предлагается, чтобы наших детей развлечь. Причем предлагаются готовые решения, а в нашем детстве мы сами готовили себе развлечения, и именно это развивало воображение и фантазию. А какая сегодня индустрия игрушек! Между тем, игрушка становится игрушкой только в процессе игры. В магазине мы покупаем не игрушку, а всего лишь предмет, и только игра этот предмет может сделать игрушкой. К сожалению, многие игрушки так и остаются предметами, с которыми дети не умеют играть. Собственно, благодаря всему этому игра начала уходить из жизни наших детей.
И вы решили вернуть игру детям? Как же появился ваш проект по свободной игре?
-Совершенно верно, около десяти дет назад я решил, почему бы мне не организовывать для детей сюжетно-ролевые игры, и таким образом вернуть современным детям игру. Осмысленность моей деятельности в том, что я передаю игровую культуру нынешнему поколению детей.
Тогда я обзвонил всех знакомых, предложил им прийти вместе с детьми на встречу, во время которой родители будут пить кофе, а я - играть с детьми. Конечно, они отозвались, им эта идея очень понравилась. И уже через месяц родители сказали, что моя игра уже внесена в их график! Я подумал, почему бы мне не сделать этот проект коммерческим? И сегодня у меня около пятисот учеников по всему миру, большая часть, конечно, в России. Мои ученики «расползлись», начали заниматься моим делом, кто-то говорит, что играет «по-Бахотскому». Но самое главное - я вижу, что детям это нужно и важно.
Егор, каковы последствия недостатка игры в жизни ребенка? Как это скажется на его взрослой жизни?
- Игра свойственна всем живым существам, она инстинктивно есть и у животных, и у человека. У всех живых существ игра имеет свою цель, она готовит живых существ к взрослой жизни. Чем отличается игра человека от животного? Тем, что человек начинает осознавать, фантазировать и воображать, именно в игре живет фантазия и воображение. И взрослый человек, который не играл в детстве, ориентирован исключительно на работу, у такого человека в жизни может не быть игрового отношения, в результате - он может не видеть возможностей, которые перед ним открываются. Как правило, потом, будучи взрослым, человек с некими трудностями будет строить отношения с другими людьми. В принципе, по тому, как строится общение взрослого человека, видно, присутствовала ли игра в его жизни. И если человек в детстве не играл совсем, то творческого подхода от него ждать нельзя и к работе.
Сейчас элементы игры присутствует во многих сферах деятельности детей, например, в дидактических занятиях. Эта та форма игры, которая нужна ребенку?
- Действительно, сейчас начался тренд игры, игру включают куда угодно, не понимая, насколько можно ее совместить с определенной деятельностью. Возьмем, например, игровые формы обучения. В дидактических занятиях нет настоящей игры, игра должна быть свободна от всех занятий. Что значит свободная игра? Это игра, в которую включаются по желанию, где ребенок сам выбирает себе роль, свободно выражает себя в игре, и именно в настоящей игре свобода реализуется в полной мере. Поэтому основная характеристика игры - это свобода, а в развивающих игровых занятиях этой свободы нет. А значит, игровые элементы можно внести в занятия, но настоящую игру - нельзя.
Кроме свободы, есть еще какие-то характеристики настоящей детской игры?
- Безусловно, еще одна важная характеристика – это игра «понарошку». Играя «понарошку», ребенок развивает свое воображение. От игры не надо ждать полезности, от игры получают удовольствие. И дети умеют это удовольствие получать в свободной игре. Далее, в настоящей игре происходит и метаморфоза со временем. За час игры можно прожить всю жизнь, поэтому дети в игре свободно обращаются и со временем. И еще очень важная характеристика игры – в ней образуется игровое сообщество. «Я» для каждого участника игрового сообщества трансформируется в «Мы». Замыслы каждого участника игры объединяются.
Зачастую взрослые, вступая в детскую игру, привносят в нее какую-то цель, полезность… Какова роль взрослых в детской игре?
- Это, к сожалению, так. «А почему ты заяц?» - спрашивает взрослый. А ребенок так захотел, он свободен! У нас есть представление, что взрослый стоит над ребенком, так наша культура построена. Мы знаем, как правильно, потому что мы взрослые, у нас есть жизненный опыт. Мы привносим в игру свои правила, взрослый всегда прав, его правила стоят над правилами детей. Но, входя в игру с детьми, мы должны оставить свои правила, в игре мы партнеры на равных.
Егор, а что вы скажете о роли компьютерных игр, которыми сегодня повально увлечены дети?
- В свободной игре ребенок делает все своими силами, пытается включать воображение… А компьютерные игры при нажатии одной клавиши сразу создают игровой мир, ребенок не прилагает никаких усилий. Он играет в заданном чужом сценарии, игра идет по определенному алгоритму, с ограниченным количеством действий. В компьютерной игре дети приучаются работать в чужом замысле, а значит, воображение у ребенка не развивается. Кстати, когда ребенок играет в сюжетно-ролевую игру, у него меньше формируется зависимость к компьютерным играм.
Вред от компьютерных игр многие родители считают очевидным, но зачастую продолжают поддерживать интерес детей к всевозможным гаджетам. Почему?
- Я думаю, одной из причин, по которой родители разрешают детям проводить много времени за гаджетами, является факт их массового использования. Это элемент причастности к большинству, осознание того, что «мы в тренде». И еще одна большая причина заключается в том, что от родителей требуются усилия, чтобы показать ребенку «не гаджетовые» возможности. Надо самим быть очень активным в этом плане, многим интересоваться, раскрывать горизонты возможности жизни, а это требует значительных усилий от родителей. И последнее – потому что это удобно, проще: когда ребенок всецело погружен в компьютерную игру, у взрослых освобождается свободное время для себя.
Вообще поколение сегодняшних детей – это поколение цифры, у них очень мало ориентиров, это поколение безопорное и растерянное. Думаю, им трудно придется в будущем. Хотя, справедливости ради нужно сказать, что определенные навыки, которые дает владение гаджетами, полезны. Дети сегодня отлично ориентируются в интернет-пространстве, они быстро находят информацию. Но опять же готовую информацию, не прилагая никаких усилий.
Какой совет можете дать тем родителям, которые все-таки понимают последствия чрезмерного увлечения гаджетами и хотят ограничить это увлечение?
- Постараться как можно дольше не давать детям в руки тот же смартфон. Как можно шире раскрывать перед ребенком возможности этой жизни. Чем позднее вы дадите ему в руки смартфон, тем больше к тому моменту его жизнь будет насыщена чем-то другим, у ребенка уже будут некие опоры, которые помогут ему не уйти в нереальный мир гаджетов с головой.
Важно родителям понимать, что гаджет не может заменить глубокого и содержательного разговора ребенка со взрослым. Если взрослый хочет правильных взаимоотношений с ребенком, хочет передавать что-то из того, что он сам имеет и знает, любит, то очень важно, чтобы взрослый сам был человеком, который умеет видеть в жизни те возможности, которые предоставляются. У родителей должно быть много интересов, они должны быть живым примером для детей. А когда взрослые сами проводят свободное время «в телефоне», то пример очевиден, и родителям нужно начинать с себя.
Егор, вернемся из виртуального игрового мира в мир реальный … Можно сказать, что сегодня дворовая детская игра, которая была в нашем детстве, изжила себя. Почему?
- Это действительно так, в детстве нас было просто не загнать домой. Мы проводили массу времени во дворе, у нас было море игр, которые объединяли ребятишек разного возраста. Сегодня дворы опустели, по крайне мере, в Москве это так. Конечно, время изменилось, но иной раз наши родительские опасения бывают чрезмерны. Для нас и дворовая площадка имеет риск, мы считаем, пусть лучше ребенок сидит дома за той же компьютерной игрой. Если он захотел что-то приготовить сам, мы опять же боимся, что порежется или обожжется. Изъявляет желание сходить в магазин – мы его останавливаем, считая, что отправить ребенка одного в магазин – это риск. И если мы все время будем детей ограждать от рискованного действия, чрезмерно опасаясь, то в будущем детям придется непросто.
Наш образовательный центр CleverOne в рамках проекта «Антигаджет» организовал призовой конкурс в соцсетях, мы попросили своих подписчиков рассказать о своей любимой дворовой игре. А вы можете поделиться своей любимой дворовой игрой детства?
- Самая любимая была игра «В банки». Смысл ее заключался в том, что ведущий, который стоит около железной банки, ее охраняет, а другие участники стараются сбить эту банку; и тот, кто сбивает - растет в звании, которые брались из военной тематики: лейтенант, старший лейтенант и т.д. Надо сказать, я был не самым метким, но до майора, а иногда до полковника доходил, но генеральского звания никогда не имел.
Еще одна любимая игра: мы воображали себя военными разведчиками и ходили «в разведку» на завод по изготовлению деревянной тары, который находился рядом с нашим домом. Нужно было вечером перелезть через забор и пройти по периметру завода, чтобы тебя не заметили на «чужом объекте» ни сторож, ни его собаки. Интерес к игре был невероятный! В общем, любимые игры детства я могу перечислять бесконечно, и все они вызывают яркие и теплые воспоминания.
Совсем недавно вы были в гостях в нашем образовательном центре, передавали нам свой опыт сюжетно-ролевой игры, устраивали игротеку для наших воспитанников. И мы уже выделили время в расписании наших образовательных учреждений для свободной игры. Какими вы увидели наших педагогов?
- Надо сказать, что меня порадовал тот факт, что есть такие педагоги, по-настоящему заинтересованные своей профессией. Оба дня, общаясь с ними, я понимал, что наше общее мероприятие – это не «обязаловка» для них. Меня очень радовала их пытливость, вовлеченность, их небезразличие к тому, что они слышит и видят. Буду рад, если в своей педагогической деятельности коллеги будут продолжать применять мой игровой опыт, так сказать, играть с детьми «по-Бахотскому»!
Егор, еще раз спасибо за вашу игротеку, за это большое интервью. Дальнейших вам успехов в таком важном для детей проекте!